Папуа - Новая Гвинея. Статьи

Политика и экономика Папуа - Новой Гвинеи

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

В традиционном обществе Папуа – Новой Гвинеи власть проявляется в разных формах. На островах Тробриан правили наследственные вожди, главенство которых распространялось за пределы одной деревни, но в ряде других общин люди подчинялись старейшинам определенных кланов. В большинстве районов местными руководителями становились лидеры племен, выдвинувшиеся благодаря своим способностям в военном деле, силе убеждения, торговле, земледелии или знахарстве. Руководящие позиции занимают также лица, накопившие и раздавшие свое имущество, выгодно женившиеся или преуспевшие в торговле. Местные дела обычно решались на основе консенсуса, нередко после продолжительного и непринужденного обсуждения. Вожди, конечно, использовали свой авторитет во время подобных дискуссий, но вряд ли могли полагаться на безоговорочную покорность соплеменников. Их влияние редко выходило за пределы одного клана, деревни или группы небольших поселений. Тех вождей, которые считались слишком эгоистичными или агрессивными, низвергали силой или просто бойкотировали. Ни один из них не мог заручиться поддержкой своих сторонников, не давая им каких-то льгот и поблажек. После захвата Германией северо-восточной части Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Эти чиновники в обоих случаях служили посредниками между селянами и европейской администрацией, информируя ее о мелких преступлениях и получая, в свою очередь, советы по улучшению условий жизни в деревне. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914. В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку – правительственному чиновнику-европейцу. С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний. В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа – Новой Гвинеи. Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс. Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе. В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа – Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа – Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства. Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти. В Папуа – Новой Гвинее ни одна из партий ни разу не сумела завоевать больше половины мест в парламенте, так что после провозглашения независимости функционировали только коалиционные правительства. В ходе их формирования лидеры партий не могли положиться даже на своих коллег. Переходы депутатов из одной партийной фракции в другую стали частым явлением, и поэтому в практику вошли вотумы недоверия премьер-министру и отставки кабинетов. На парламентских выборах 1997 даже такие опытные политики, как Джулиус Чан и Пайас Вингти, потерпели поражение, и правительство страны впервые возглавил папуас Билл Скейт.

ЭКОНОМИКА

В Папуа – Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. Доминирует подсечно-огневая система земледелия, ориентированная на возделывание тропических крахмалоносных растений, прежде всего клубнеплодов. Ежегодно расчищаются и обрабатываются новые участки, а земля, отводимая под залежь после снятия урожая, снова зарастает кустарниками. В горных местностях основная культура – батат. На низменностях выращивают также ямс, бананы, таро, кокосовую пальму и разнообразные овощи и фрукты. Для подготовки участков для земледелия мужчины в сухой сезон вырубают и выжигают деревья и кустарники, тогда как на долю женщин выпадают сев, прополка и сбор урожая. Практикуются смешанные посевы, когда на одной делянке выращивают несколько разных культур. В горных районах проводится террасирование склонов, чтобы регулировать поверхностный сток, уменьшить эрозию почв на крутых склонах и продлить вегетационный период. Многие племена, занимаясь полевыми работами, совершают обряды в надежде на богатый урожай. Делянки обычно огораживают от свиней. За этими животными ухаживают женщины и дети, хотя статус мужчины в обществе определяется именно числом принадлежащих ему свиней. Свинину едят исключительно по праздникам. Принято выделять земельные участки членам общины только на один вегетационный сезон, а после сбора урожая возвращать их в собственность рода или клана. В эту традиционную систему землепользования не укладывается выращивание таких многолетних древесных и кустарниковых культур, как шоколадное и кофейное деревья, кокосовая и масличная пальмы, чай, которые растут на одном месте на протяжении 20–50 лет. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия. В результате мелкие хозяйства опережают по объему продукции плантационные, лидировавшие в колониальный период. В настоящее время на прибрежных низменностях Новой Гвинеи и других островов выращивают кокосовые пальмы, из орехов которых получают копру, а на севере Новой Гвинеи и еще в больших масштабах на Новой Британии, Новой Ирландии и Бугенвиле – шоколадное дерево. В 1997 в экспорте сельскохозяйственной продукции второе место по стоимости (после кофе) занимало пальмовое масло с Новой Британии. Кофе, главный товарный продукт в горных районах, было введено в культуру и приобрело массовое распространение в 1950-х годах. Из горных же районов экспортируется еще один важный товар – чай. Все рыночные древесные и кустарниковые культуры выращиваются как в мелких хозяйствах, так и на плантациях, первоначально созданных благодаря иностранным инвестициям, но постепенно переходящих в руки местных кооперативных объединений. Для производства какао, кофе, чая и пальмового масла требуется техника, которая доступна, как правило, лишь крупным предприятиям плантационного типа. Второстепенное товарное значение имеют возделывание пиретрума на высотах более 1800 м, производство фруктов и овощей для городских базаров и животноводство. Особое место занимает культура бетеля, который оказывает стимулирующее воздействие на человека и высоко ценится на местных рынках. Страна обладает исключительно богатыми минеральными ресурсами, что обусловило развитие горнодобывающей промышленности, которая в 1996 обеспечила 27% ВВП, т.е. примерно столько же, сколько сельское и лесное хозяйства и рыболовство вместе взятые. Крупномасштабная добыча меди и золота началась в Пангуне на о.Бугенвиль в 1972. Запасы руды оценивались в 800 млн. т, при содержании меди 0,46% и золота – 15,83 г на 1 т. Производство велось компанией «Бугенвиль Коппер», принадлежащей международной монополии «Концинк Риотинто». Огромное месторождение меди Ок-Теди в северо-западной части горной Новой Гвинеи оценивается в 250 млн. т (в 1 т руды меди 0,852% и золота 0,653 г). В конце 1980-х годов добыча золота началась в Поргере близ Ок-Теди, на о.Мисима у юго-восточного берега Новой Гвинеи и на о.Лихир у берегов Новой Ирландии. По мнению экспертов, Папуа – Новая Гвинея может стать крупнейшим мировым поставщиком золота (потеснив ЮАР). Поргера уже попала в ведущую десятку эксплуатируемых золотоносных месторождений в мире. Любые неполадки в горнодобывающей промышленности глубоко отражаются на всей экономике Папуа – Новой Гвинеи. Из-за закрытия рудника на Бугенвиле в 1989 разгорелся вооруженный конфликт между местными сепаратистами и центральным правительством, которое не могло смириться с утратой важного источника дохода. В 1997 вследствие сильной засухи резко сократился поверхностный сток в бассейне р.Флай, по которой транспортируют продукцию месторождений Ок-Теди и Поргера. В Папуа – Новой Гвинее обнаружены запасы нефти и природного газа. Предложен первый проект прокладки газопровода в Австралию, и за ним, вероятно, последуют другие проекты. Около 60% энергии, используемой в стране, приходится на долю древесного угля, 35% – на импортируемые нефтепродукты и лишь 5% – на гидроэнергию. В последние годы заготовкой леса занимаются иностранные компании, преимущественно азиатские. В 1994, когда мировые цены на древесину сильно выросли, лесопродукты составили 19% экспорта Папуа – Новой Гвинеи. Они почти целиком предназначаются для японского и южнокорейского рынков, и поэтому экономический кризис, охвативший азиатские страны во второй половине 1990-х годов, привел к заметному уменьшению доходов, получаемых Папуа – Новой Гвинеей за счет этой отрасли. Красота природы Папуа – Новой Гвинеи и своеобразие культур населяющих ее народов тоже следует рассматривать как потенциальный ресурс развития иностранного туризма. Несомненно, эта страна более перспективна для развития туризма, чем острова Кука или Самоа. К сожалению, из-за сильно пересеченного рельефа строительство дорог обходится дорого, и до сих пор отсутствует наземное сообщение между крупными городами страны. Построены только несколько дорог, связывающих порты с горнорудными центрами во внутренних областях страны. Налажено каботажное судоходство между Новой Гвинеей и другими островами. Страна имеет воздушные связи с Австралией и многими другими государствами Тихоокеанского региона. Главный аэропорт находится в Порт-Морсби. Папуа – Новая Гвинея располагает богатыми естественными ресурсами. Страна сильно зависит от иностранной помощи, которая в настоящее время поступает в основном из Австралии. Темпы увеличения ВВП едва успевают за ростом населения, который опережает развитие обрабатывающей промышленности. Доходы государства не направляются в объекты инфраструктуры, и до сих пор не построена автодорога между двумя крупнейшими городами страны – Порт-Морсби и Лаэ. По мнению некоторых наблюдателей, главное препятствие на пути развития страны создает отсутствие законопорядка и законопослушания. За последние 25 лет преступность в городах выросла в 20 раз. Проявляется она и в сельской местности. В 1997 кофейные плантации понесли убытки на сумму ок. 100 млн. кин из-за грабежей и племенных междоусобиц.

ВАЛЮТА

Национальная валюта Папуа - Новая Гвинея - кина.

2 кины вид спереди

Деньги Папуа - Новой Гвинеи

2 кины вид сзади

Деньги Папуа - Новой Гвинеи

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7425 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима