Польша. Города

Краков

Городская планировка центра Кракова, относящаяся к XIII веку, дошла до наших дней без изменений. Площадь Главного Рынка, одна из самых больших средневековых площадей в Европе, была устроена в 1257 году. Окаймляющие площадь здания, возведенные в XIV-XV веках, со временем не раз подвергались перестройкам.

В центре площади раскинулось грандиозное здание Сукенниц. В 1358 году по повелению Казимира Великого был сооружен единый, длиной 100 метров, торговый зал, что тогда было новинкой. В 1558 году был добавлен ренессансный аттик с лепными украшениями, а в 1875 году была добавлена неоготическая аркада. На втором этаже, помимо просторных залов для балов и приемов, была устроена Галерея польской живописи. Сейчас на первом этаже здания размещены сувенирные лавки, а на втором - Народный музей, посвященный национальной живописи и скульптуре.

Башня ратуши, высотой 70 метров, одиноко возвышается на северо-восточной части площади - это все, что осталось от древней ратуши, разобранной в начале XIX века. В начале XVII века в башню ударила молния, и от возникшего пожара она пострадала и грозила упасть. Во избежание этого она была укреплена с западной стороны, но отклонение от вертикали все равно составляет 55 см. Тогда же готический шпиль заменили на барочный шлем.

Готический костел в честь Вознесения Девы Марии является главным городским собором. Современная постройка - уже третья по счету на этом месте, так как второй костел был разрушен во время монголо-татарского набега 1241 года. Строительство этой трехнефной базилики началось в середине XIV века и закончилось в 1397 году, когда архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Понадобился, однако, весь XV век, чтобы поставить две башни, приделать каплицы и перекрыть своды. Северную башню венчает высокий готический шпиль, вырастающий из позолоченной короны, южную - низкий ренессансный шлем.

Полихромный интерьер костела, с обилием превосходных произведений живописи, скульптуры и витражей, представляет широкую панораму стилей - от готики и барокко до "модерна". Но основное внимание здесь всегда приковано к величайшему сокровищу храма - к огромному главному алтарю работы Вита Ствоша (вторая половина XV века). Вырезанный из липы, этот полиптих стал общепризнанным шедевром поздней готики, с элементами Ренессанса.

Маленькая площадь, прилегающая к Главному Рынку и окаймленная Мариацким собором, костелом Св. Барбары и мещанскими домами, занимает территорию упраздненного приходского кладбища. В соответствии с городским преданием, костел Св. Барбары, основанный в 1362 году Миколаем Вежынеком, был выложен из кирпича, оставшегося после строительства Мариацкого собора. По предназначению - кладбищенская капелла, во второй половине XVI века он стал первой резиденцией иезуитов в Кракове. У стены храма, под открытой ажурной аркадой, находится большая скульптурная группа "Гефсимань", изображающая Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду, и заснувших Апостолов. Некоторые исследователи приписывают ее Виту Ствошу, другие - его ученикам.

Церковь Св. Креста, расположенная вблизи городских стен, имеет некоторые черты оборонного зодчества. Начало ее строительства относится к 1300 году, но главный объем появился позднее. Возведенный в традициях храмов зального типа, с одним нефом, костел предварен квадратной в плане башней-звонницей с островерхим шпилем. Кровля покрыта черепицей. Сдержанный наружный облик храма контрастирует с богатым убранством интерьера. От центрального, круглого столба веером расходятся каменные ребра нервюр. Первоначально построенный как больничная церковь, с конца XIX века костел стал приходским храмом краковских актеров и театральной публики.

Флорианские ворота, впервые упомянутые в 1307 году, посвящены Св. Флориану, патрону Кракова. Въездные ворота расположены в квадратной в плане башне из валунов, построенной в начале XIV века и увенчанной прихотливой формы навершием XVI века. Внутри стрельчатого портала башни - капличка с образом Девы Марии. На ее северном фасаде - геральдический орел, изваянный по рисунку Яна Матейки; на южном - барочный рельеф с изображением Св. Флориана, которого почитали и как защитника от пожаров.

Неподалеку расположено неоготическое здание музея князей Чарторыйских, филиал государственного музея. Это - комплексный музей, где представлены живопись, скульптура, предметы прикладного искусства и книжное собрание.

На Ягеллонской улице находится одно из старейших университетских зданий в мире, не изменившее своего предназначения с эпохи Средневековья. Это - Collegium Maius, возведенный к 1400 году и веками служивший главной резиденцией университета, а ныне ставший музеем его истории, парадные залы которого используются по особо торжественным случаям. Краковский университет был основан в 1364 году по указу Казимира Великого. Это здание появилось после покупки Владиславом Ягелло нескольких домов и объединения их в университетскую резиденцию. После перестройки здание приобрело свой характерный облик: стены из красного готического кирпича подпирают массивные скарпы; крутые скаты крыш, прорезаемые дымоходами с навершиями-дымниками, закрыты высокими зубчатыми фронтонами. Из красивого внутреннего двора, окруженного аркадной галереей, можно пройти в парадные и музейные залы, восхищающие своим убранством и архитектурой.

Первый княжеский дворец на Вавельском холме появился в X-XI веках. По инициативе Казимира Великого, царствовавшего в 1333-1370 годах, здесь был возведен величественный королевский замок в готическом стиле, от которого сохранилась башня Курья Лапка. После разрушительного пожара 1499 года король Александр и его брат Зигмунд Старый предприняли основательную перестройку замка в ренессансном стиле. Так появился огромный дворец-крепость в итальянском стиле, типичное укрепленное палаццо.

Внутренний дворик замка - один из лучших образцов стиля итальянского Возрождения на польской земле. Дворик обрамлен тройной гирляндой галерей, ритмично разделенных легкой конструкцией чередующихся опор, арок и балюстрад. Каждый ярус - разной высоты, но пропорции найдены очень удачно. Стройные колонны первого и второго яруса переходят в полукруглые арки мягких, плавных очертаний в духе Ренессанса. Неожиданно тонкие колонны третьего этажа поддерживают огромный навес. На стенах галерей сохранились фрагменты росписи XVI века. Это портреты римских императоров в медальонах, растительные орнаменты и декоративные композиции на античные темы. Южная сторона двора также имеет аркаду и украшена ложными окнами.

Первый кафедральный собор на Вавеле был начат около 1020 года. От него сохранилась только подземная крипта Св. Гереона. От второго, романского собора до нас дошли крипта Св. Леонарда, нижняя часть башни "Серебряных звонов" и фундамент Часовой башни. Строительство нынешнего готического кафедрального собора Свв. Станислава и Вацлава было начато в 1320 году при Владиславе Локотке, и освящен в 1364 году в царствование Казимира Великого. В последующие века его не раз расширяли и перестраивали. С 1320 года в соборе короновались все польские монархи, за исключением последнего, Станислава Августа Понятовского. Для многих из них крипта собора стала местом последнего упокоения.

В богатом интерьере собора первым бросается в глаза мавзолей Св. Станислава, имеющий огромное религиозное и художественное значение. Серебряная рака с мощами Св. Станислава - шедевр ювелирного искусства XVII века. Изваянная в 1670 году гданьским ювелиром Питером ван дер Реннером, она украшена 12-ю рельефами со сценами из жития святого. Мраморная сень над саркофагом была исполнена в 1626-30 годах Джованни Тревано. Наиболее выдающийся ансамбль произведений искусства - это надгробия польских королей и краковских епископов.

Костел Св. Андрея представляет собой трехнефную базилику с трансептом, вход в которую соответствует северному нефу. Стены сложены из каменной шашки, а углы укреплены более крупными брусками песчаника. Западный фасад храма венчают два стройных восьмерика, поставленных на четверики и увенчанных в 1639 году барочными шлемами. Этот лучше всего сохранившийся костел из романских храмов города, был возведен в конце XI века по повелению князя Владислава Германа. Мощный наружный вид романского костела контрастирует с богатым барочным интерьером.

Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Церковь и монастырь францисканцев были основаны в 1237 году по повелению Генриха Благочестивого. Костел был типичной княжеской часовней, с планом в форме греческого креста. Суровая строгость его ступенчатого фасада смягчена неглубокими нишами. Толстые кирпичные стены, чуть выступающие контрфорсов, пилястры на трансепте - последние элементы романского стиля на фоне готики. В XIV веке к церкви пристроили сакристию и удлинили неф; в XVI веке - боковые часовни и внутреннюю галерею. Существующий интерьер был выполнен в неоготическом стиле в конце XIX века. Напротив находится доминиканский костел, возведенный в 1223 году, который был расширен в XIV веке, когда и появился прекрасный стрельчатый портал с рельефами. От пожара 1850 года серьезно пострадал корпус храма и его интерьер, уцелели только капеллы и надгробия.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7425 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима